Объявление на выставку поделок

Объявление на выставку поделок
Объявление на выставку поделок
Объявление на выставку поделок
Объявление на выставку поделок
Объявление на выставку поделок

Махонько Е.А.

5 класс

3 четверть.

6 урок.

Тема урока:

«Музыкальный портрет».


Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?

Тип урока: углубление темы четверти.

Цели урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи:

-научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;

-закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;

-учить сопоставлять произведения музыки и живописи;

-познакомить с творчеством М.П.Мусоргского

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Оборудование:

ПК.

-Проектор.

-Оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки).

Музыкальный материал:

« Сиротка» М.П. Мусоргский.

« Баба-Яга» М.П. Мусоргский.

Мультфильм « Картинки с выставки».

« Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.Струве.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).

ХОД УРОКА

Вход: « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.

Приветствие: “Здравствуйте, ученики!

-Здравствуйте, учитель!”.

Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку».

На прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов.

Слайд 1.

-Как назывался этот союз?

-Зачем был создан этот союз?

-Какие композиторы входили « Могучую кучку»?

Слайд 2.

Учитель: Из всех « кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.

Слайд 3.

Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.

Слайд 4.

В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой передвижной выставки величием духовной мощи великого композитора, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года.

Слайд 5.

М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Слайд 6.

Эти образы живут не только в его операх « Борис Годунов» и

« Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.

О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?

Слайд 7.

Музыкальный портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.

Сегодня вы прослушаете музыкальное произведение « Сиротка», написанное М.П. Мусоргским.

-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?

Слайд 8.

Слушание произведения.


-Какие интонации вы слышите?

-Соответствуют слова музыкальной интонации?

Повторное слушание.

-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского

« Сиротка»?

Учитель: Вглядитесь в картину В.Е.Перова « Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?

Повторное слушание и анализ.

- Ребята, что нам помогло увидеть образ сиротки?

Слайд 10.

Учитель: Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.

Мусоргский творец разных музыкальных портретов.

Сегодня мы познакомимся с одним музыкальным портретом, только сказочным.

- Как бы назвали данное произведение?


Слайд 10 + музыка.

Слушание « Баба-Яга»

Учитель: Вы правильно заметили, что это сказочный герой.

Данное произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки».

Слайд 11.

«Картинки с выставки», написанные для фортепиано по мотивам картин художника Гартмана. Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его работ.


Слайд 12.

Мусоргский не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть « картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. В «Картинках с выставки» проявился дар Мусоргского, превращать зримые картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение ,а вы мне после ответе:

-Что можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?

-Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?

Слайд 13.

Слушание « Баба-Яга»

-Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?

-Как вы себе представляете Бабу-Ягу?

Повторное слушание.

Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.


Учитель: «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Слайд 14.

Вывод:

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.

Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках? Что помогло вам в этом?

Дети: Музыка, картины.

Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Дети: Песней.

Учитель: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г. Струве.

Учитель: Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.

Слайд 15.


Объявление на выставку поделок Объявление на выставку поделок Объявление на выставку поделок Объявление на выставку поделок Объявление на выставку поделок Объявление на выставку поделок Объявление на выставку поделок

Лучшие статьи:



Как пристроить дом своими руками

Как правильно написать открытку для мамы

Схема парковочного места

Схема вязания двухсторонний мочалки

Регулятор температуры воды схемы